Меню

Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным краем

Презентация *ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ*

Презентация *ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ*

Скачать:

Вложение Размер
polishchuk_m.v._prezentatsiya.pptx 918.64 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Полищук Марина Валерьевна ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ Выпускная квалификационная работа Научный руководитель: Асанова З.Р., к. пед . н., доц. каф. дошкольного образования и педагогики Симферополь , 2019 г.

Задачи исследования: 1. Проанализировать проблему ознакомления детей с родным краем в психолого-педагогических исследованиях и на практике; 2. Охарактеризовать виртуальные экскурсии как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром; 3. Определить критерии, показатели и выявить уровень сформированности представлений о родном городе у детей 5-6-лет; 4. Составить рекомендации для педагогов ДОУ по организации виртуальных экскурсий как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом . Объект исследования: процесс ознакомления дошкольников с родным краем. Предмет исследования: виртуальные экскурсии как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом (селом ). Цель исследования : выявить особенности организации виртуальных экскурсий как средства ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным городом .

Ознакомление с родным краем – это процесс изучения воспитанниками на занятиях и вне их особенностей природы, социально-экономического и культурного развития края: микрорайона, села, города, района, области. А.В. Антонова, И.В . Горностаева , И.И . Гришина , О.И. Давыденко, Н.Г.Комратова , С.В . Колотий , Л.В . Кокуева , Е.В . Свинина и др.

Виртуальный экскурсия – способ реалистичного отображения трехмерного многоэлементного пространства на экране .

Экспериментальное исследование Цикл диагностических заданий « Родной город (село )» « Символика родного города (села)» « Историко-географический и природный компоненты родного края» «Личностное отношение к родному городу (селу)» « Достопримечательности города ( села)» «Нарисуй родной город (село )» Распределение детей по уровням сформированности представлений о родном городе (селе) у детей 5-6 лет

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, строиться на фоне краеведческого материала. Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно значимого к более удаленным от ребенка культурно-историческим фактам. Формирование личностного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного привлечения детей к социальной действительности. Развитие музейной педагогики, что дает возможность ребенку наладить диалог с культурным достоянием прошлого и настоящего. Осуществление деятельностного подхода к привлечению детей к истории, культуре, природе города Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они могли приобщиться к атмосфере всеобщей радости и приподнятого настроения. Выбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность. Создание соответствующей развивающей среды в группе и дошкольном учреждении, которая бы способствовала развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал. Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному городу должны передаваться детям. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать той основой, вокруг которой интегрируются все виды детской деятельности . Рекомендации для педагогов ДОУ по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом :

Необходима тщательная подготовка материалов экскурсии, техническое оборудование и программное обеспечение. Приоритеты виртуальной экскурсии как педагогического средства Интерактивность Возможности приблизить или отдалить какой-либо объект, оглядеться по сторонам, подробно рассмотреть отдельные детали интерьера, обозреть панораму издалека, посмотреть вверх-вниз, приблизиться к выбранной точке или удалиться от нее, через активные зоны переместиться с одной панорамы на другую, например, погулять по отдельным помещениям и т. п. Возможности наблюдать в нужном темпе и в порядке, удобном конкретному зрителю. Виртуальная экскурсия – мультимедийная фотопанорама, в которую можно поместить видео, графику, текст, ссылки.

Источник

Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с родным краем

В веке компьютерных технологий ежеминутно появляется новое изобретение, которое помогает познавать окружающий мир, каждый раз еще более интересное и более простое в использовании. Нам, педагогам, необходимо идти в ногу со временем, следить за достижениями науки и техники, использовать свое педагогическое мастерство, чтобы сделать учебно-воспитательный процесс познавательным, интересным, разносторонне развивающим и воспитывающим.

Мы считаем, что особую ценность представляют собой виртуальные экскурсии по родному городу, хотя в педагогических науках данная тема разработана недостаточно. Виртуальные экскурсии по родному городу помогают сформировать у детей любовь к малой родине, патриотизм, интерес к истории родного города, традициям, воспитывать доброту, человечность, чувство гражданственности. Виртуальные экскурсии по родному городу позволяют в любое время года очутиться в любом уголке нашего города, что обычно недоступно из-за удаленности и погодных условий.

Использование виртуальных экскурсий особенно актуально в дошкольных образовательных учреждениях, что позволяет реализовать главный принцип современной системы образования дошкольников – принцип развивающего образования, а также получить визуальные сведения о местах, недоступных для реального посещения, а педагогу – существенно повысить уровень информационно‐коммуникационной компетентности.

Цель исследования — теоретически обосновать методику проведения виртуальных экскурсий по родному городу.

Материал и методы исследования. Методологическую основу нашего исследования составляют труды отечественных психологов, педагогов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач развития дошкольников: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.А. Леонтьева, К.Д. Ушинского и других. Обоснованием нравственно–патриотического воспитания дошкольников занимались Н.В. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, проблему знакомства с родным городом в различных аспектах изучали Т.Н. Антонова, Т.И. Оверчук, Князева, С.А. Козлова и др.

Нами был использован комплекс методов, включающих:

  • анализ, синтез психологической и педагогической литературы по проблеме исследования,
  • системный подход,
  • формализацию, аксиоматический метод,
  • сравнительный анализ, беседу, анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение

Организация работы по патриотическому воспитанию дошкольников должна быть основана на возрастных возможностях и психологических особенностях детей этого возраста. В старшем дошкольном возрасте целесообразно формировать нравственные чувства на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний.

В воспитании патриотизма большое значение имеет эмоциональное отношение окружающих людей в действительности друг к другу, это в дальнейшем станет помощью в формировании морально-нравственных чувств ребенка. Изначально патриотизм проявляется в привязанности ребенка к родным и знакомым людям, к своему дому, привычному коллективу сверстников. Так, в основе любви к родине лежит чувство любви и симпатии к окружающим, сопереживания, выражения доброты, ласки, заботы по отношению к родным людям. С взрослением ребенка растет и чувство любви, взаимопомощи и заботы к другим людям [1].

Ребенок с детства должен иметь опыт эмоциональных поступков и переживаний. Это может быть радость от помощи больной маме, от того, что накормил голодного щенка, и прочее. Таким образом, ребенок приобретает эмоциональный опыт, который важен для дальнейшего полноценного развития, в частности для формирования патриотизма.

Любой уголок нашей родины неповторим, уникален по своей природе, национальному колориту, истории. И об этом должны знать дети, беречь и понимать. К примеру, родной город Пятигорск является одним из красивейших городов нашей страны, является курортным городом. В настоящее время он активно преображается: становится чище, появляются новые памятники архитектуры, благоустраиваются парки и скверы с новыми клумбами и фонтанами, создаются детские площадки. Мы, педагоги, обязаны показать детям красоту города, обратить внимание на уникальность, научить бережно относиться к природным богатствам, привить чувство гордости [2].

Воспитание любви к родному городу – это продолжительный по времени и трудоемкий процесс, который следует начинать с детьми как можно раньше. Осуществлять этот процесс необходимо без принуждения, систематично. Чувство патриотизма связано с развитием нравственных чувств, развитием духовности, обретается каждым ребенком индивидуально в свои сроки. Одним из важных обстоятельств является наличие у воспитателя патриотических чувств и любовь к малой Родине, так как дети тонко чувствуют отношение к понятиям и материалу говорящего, а поступки и чувства педагога являются образцом поведения для детей.

В старшем дошкольном возрасте дети должны знать город, в котором они живут, несколько достопримечательностей и особенностей города. В этом возрасте дети тренируются рассказывать о том, где они гуляли на выходных с родителями, какие достопримечательности видели, что им особенно понравилось, удивило. Воспитатель должен ненавязчиво исправлять речевые ошибки, помогать формулировать мысль, подсказывать интересные подробности, обращать внимание на детали в достопримечательностях, в погодных условиях [3].

Эффективной формой использования информационных технологий в детском саду является виртуальная экскурсия. С помощью виртуальных экскурсий мы можем побывать в любом уголке нашего города, и не один раз, в любое время года. Виртуальная экскурсия позволяет детям наглядно увидеть в любое время то, о чем рассказал воспитатель, посетить любой уголок родного города: музеи, парки, площади, памятники архитектуры.

Провести виртуальную экскурсию можно разными способами: фотопутешествие, видеопутешествие, видеоэкскурсия. С помощью виртуальных экскурсий у детей расширяется словарный запас, развивается познавательный интерес, связная речь, наблюдательность и мышление.

Виртуальные экскурсии вносят в образовательный процесс разнообразие, зрелищность, доступность для усвоения, они являются эффективной и интересной формой преподнесения материала. Использование виртуальных экскурсий основано на педагогических принципах научности и наглядности в обучении. В отличие от обычной экскурсии виртуальная имеет ряд достоинств, например, при составлении виртуальной экскурсии педагог имеет возможность выбрать именно доступный и интересный по возрасту материал для ознакомления, продумать и изменить последовательность знакомства с объектами. Другим достоинством является возможность повторного просмотра. К тому же погодные условия не мешают проведению такой экскурсии. Актуальность данного вида экскурсии в том, что можно увидеть недоступные для посещения места и с недоступных ракурсов [4].

Виртуальная экскурсия требует от педагога более продолжительной предварительной подготовки. Мы изучили предложенные в методических рекомендациях алгоритмы разработки виртуальных экскурсий и предлагаем в нашем исследовании следующий алгоритм, который необходим для успешного применения данной формы работы:

  1. Определение темы, целей и задач виртуальной экскурсии.
  2. Выбор источников для преподнесения экскурсионного материала.
  3. Выбор и изучение сведений об экскурсионных объектах.
  4. Составление виртуального маршрута экскурсии, сканирование фото, иллюстраций, подготовка видеоматериалов.
  5. Определение техники, необходимой для проведения виртуальной экскурсии.
  6. Подготовка к экскурсии, написание текста, расставление материалов в определенном порядке.
  7. Проведение виртуальной экскурсии.

При ознакомлении детей с родным городом воспитатель должен придерживаться основных дидактических принципов: историзма, гуманизма, наглядности, развивающего обучения, интеграции, дифференциации в обучении.

Так, при изучении вводной темы «Мой город Пятигорск» дети должны познакомиться с основными достопримечательностями родного города. Виртуальная экскурсия поможет запомнить основные достопримечательности, их название, как выглядят, понять масштабы города, его основное назначение. С помощью виртуальных экскурсий мы прививаем интерес к изучению родного города, прививаем любовь к городу, культуре, традициям. В учебном процессе виртуальные экскурсии позволяют добиться высоких результатов, делают занятия более интересными, качественными, зрелищными.

Создание виртуальной экскурсии требует основательной предварительной подготовки. Сначала необходимо узнать, что интересно детям, где они хотели бы побывать, что хотят увидеть, можно совместно составить маршрут виртуальной экскурсии. После этого надо определить цели и задачи экскурсии, подобрать необходимую литературу, изучить рассматриваемые объекты, подготовить видео- и фотоматериалы, звуковое сопровождение. Далее идет сложная работа над содержанием экскурсии, написанием текста.

Виртуальная экскурсия состоит из обязательных частей: вступительная беседа, основная часть, итог. Вступительная беседа должна содержать новые интересные сведения по теме, она должна заинтересовать детей предметами, с которыми они познакомятся в ходе экскурсии, настроить на получение новых сведений. Во вступительной беседе и в ходе экскурсии мы ставим перед воспитанниками проблемные вопросы, которые активизируют познавательный интерес. Основным методом восприятия нового материала, как и в ходе обычной экскурсии, является наблюдение [5].

К подготовке к виртуальным экскурсиям необходимо подключать родителей воспитанников. Например, при подготовке к теме «Кем работают родители» нельзя обойтись без помощи родителей. Можно попросить родителей сделать небольшие презентации о своей работе или подготовить фото- и видеоматериалы. Так, вся группа сможет побывать на работах у своих родителей, узнать, чем занимаются жители родного города [6].

При составлении текста виртуальной экскурсии необходимо соблюдать определенные требования к построению. Текст должен быть кратким, лаконичным, соответствовать показываемым фото- и видеоматериалам. В виртуальные экскурсии можно включать игровые приемы, конкурсы, викторины, соревнования, что позволит разнообразить экскурсию, сделать ее еще более интересной, увлекательной и эмоционально насыщенной. В ходе экскурсии можно в фоновом режиме включать музыкальное сопровождение, можно в качестве примера использовать классическую или народную музыку, соответствующую возрасту детей, это усилит эффект образовательного воздействия на эмоциональное восприятие нового материала.

Предварительная работа с родителями подскажет новые интересные темы для изучения, с помощью родителей можно найти новый материал по теме виртуальных экскурсий, обычно родители с желанием участвуют в поиске интересного материала для экскурсий, принося много интересных фотографий, видеоматериалов с видами города, а также семейные материалы. В результате такой работы воспитатели могут создать фото- и видеотеку. Это поможет в определении тематики виртуальных экскурсий, облегчит труд воспитателя в подборе материала.

Проведение виртуальной экскурсии необходимо начинать со вступительной беседы, в ходе которой воспитатель объясняет детям тему и цели, а также заинтересовывает их, настраивает на получение определенных сведений о предметах или объектах, которые будут рассматриваться на экскурсии.

Для активизации деятельности детей во время просмотра виртуальных экскурсий педагоги используют прием постановки проблемных вопросов по теме и содержанию экскурсии, таким образом, активизируется познавательная активность дошкольников. Основным методом в ходе виртуальной экскурсии должно оставаться наблюдение.

В ходе экскурсии необходимо сначала познакомить детей с объектом в целом, рассмотреть его, определить свойства. Использование художественного слова улучшает и облегчает восприятие, это могут быть загадки, пословицы, стихотворения и прочее. От целостного восприятия объекта мы должны пойти к углубленному изучению его частей, системному анализу. Для качественного анализа объекта необходимо использовать вопросы разного типа: нацеливающие внимание, активизирующие мышление, стимулирующие воображение. На протяжении всей экскурсии важно поддерживать различными методами, способами и приемами познавательную и интеллектуальную активность детей. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.

На каждой экскурсии или после нее следует проводить небольшую практическую работу, в ходе которой дети могут изготовить что-то своими руками. Например, сквер из пластилина или нарисовать курортный парк цветными карандашами. После экскурсии можно сделать выставку работ, чтобы это увидели и родители воспитанников.

В конце виртуальной экскурсии необходимо подвести итог, сделать выводы и обобщения проделанной работы, выслушать пожелания детей о том, что еще они хотят узнать, понравилась ли им экскурсия.

Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Целью констатирующего этапа было выявление исходного уровня ознакомления с родным городом, определение эффективности работы по ознакомлению с родным городом на занятиях в старших группах дошкольного образовательного учреждения. Мы получили результаты, которые позволяют определить уровень ознакомления с родным городом воспитанников старшей группы дошкольного образовательного учреждения. Определение уровня ознакомления с родным городом мы проводили двумя методами: беседой с детьми и анкетированием родителей.

Результаты диагностики позволили сделать вывод о том, что педагоги ведут работу по ознакомлению воспитанников с окружающим миром, но следует улучшить организацию работы, повысить познавательный интерес учащихся к ознакомлению, что будет способствовать повышению их интеллектуального и творческого потенциала, заинтересует изучением родного города [7].

В ходе формирующего эксперимента мы провели работу по ознакомлению старших дошкольников с родным городом с помощью виртуальных экскурсий с целью формирования представлений о городе Пятигорске, интереса к истории и современности родного города, воспитания патриотизма, нравственности, гражданственности, толерантного отношения к представителям других национальностей.

После формирующего этапа мы провели сравнительный анализ уровня ознакомления детей до проведения эксперимента и после. Мы определили, что количество детей со средним уровнем ознакомления с родным городом значительно возросло. Основное количество детей после формирующего эксперимента обладает средним уровнем ознакомления с родным городом, многие — высоким. В ходе проведения контрольного этапа мы выяснили, что дети в достаточной степени владеют историческими сведениями о городе Пятигорске, знают достопримечательности, известных людей города, виды транспорта, улицы, выучили свой адрес, знают районы города и прочее. Дети стали чаще с родителями гулять в различных местах в городе, родители приобрели литературу о городе и используют ее, чтобы рассказать детям интересные факты из истории и легенды о городе, стали часто беседовать с детьми о городе. Сравнительный анализ позволил определить эффективность проделанной работы и подтвердить гипотезу исследования.

Заключение

Виртуальная экскурсия позволит познакомить детей с различными животными, которые встречаются в нашей природной зоне. В ходе обычной экскурсии это недоступно для детей, а простое рассматривание картинок полноценного представления о животном не дают. Такое знакомство повышает интерес к познанию окружающего мира, развивает интеллект, обогащает социальный опыт, способствует развитию ключевых компетенций, способствует применению полученных знаний в жизни.

В ходе повторных экскурсий дети могут выступать в роли экскурсоводов, это позволяет качественно закрепить знания, развивает связную речь и повышает интерес.

Систематическая, продуманная работа по ознакомлению с родным городом поможет обогатить знания детей об окружающем мире, об исторических и природных особенностях города, позволит пробудить познавательный интерес к изучению города, будет содействовать воспитанию любви и гордости за выдающихся людей, простых тружеников, которые живут и трудятся во благо города. Целенаправленная работа в этом направлении станет основой для формирования истинного патриотизма.

Источник



«Виртуальная экскурсия как средство ознакомления детей с родным селом Челно-Вершины».
методическая разработка

Со словом «Родина» у каждого человека связаны эмоции с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором он родился и вырос, местная природа, предки. Любовь к стране начинается с любви к своему селу.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют сегодня педагогу интересно организовать образовательный процесс. Персональный компьютер, интернет прочно вошли в нашу жизнь, а современные дети проявляют к ним значительный интерес, воспитатели, стараются использовать данные средства в своей работе, и они являются для них непосредственными помощниками при подготовке и проведении познавательной деятельности с детьми.

Скачать:

Вложение Размер
virtualnaya_ekskursiya.docx 25.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Виртуальная экскурсия как средство

ознакомления детей с родным селом Челно-Вершины».

Со словом «Родина» у каждого человека связаны эмоции с самым дорогим в его жизни. Это может быть населённый пункт, в котором он родился и вырос, местная природа, предки. Любовь к стране начинается с любви к своему селу.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют сегодня педагогу интересно организовать образовательный процесс. П ерсональный компьютер, интернет прочно вошли в нашу жизнь, а современные дети проявляют к ним значительный интерес, воспитатели, стараются использовать данные средства в своей работе, и они являются для них непосредственными помощниками при подготовке и проведении познавательной деятельности с детьми.

Так же в образовательной деятельности они пользуются и другими видами цифровых образовательных ресурсов: презентацией, видеороликами, электронной библиотекой, где широко представлены мультимедийные материалы детской электронной энциклопедии. Так, чтобы показать детям красоту Челно-Вершин. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютерных технологий, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования и позволило применять педагогу в своей деятельности виртуальную экскурсию, что способствует обогащению детей неповторимыми впечатлениями. При ее подготовке нужно не только разработать программу и сам маршрут, но и настроить ребят на активное участие, желание делиться своими мыслями, знаниями, впечатлениями об увиденном и услышанном. Использование информационно–коммуникационных технологий делает процесс обучения более интересным, качественным, результативным, позволяет повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры села Челно-Вершин, сформировать заботливое отношение к семье, родному городу, своей Родине. Экскурсия — это не простое время препровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Экскурсия — организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо, проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью. В рамках образовательного пространства экскурсия становится одним из интереснейших и связующих методов организации познавательной деятельности дошкольников по ознакомлению их с родным селом. Виртуальная экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

• Не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, села и даже страны.

• Автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов.

• Помогает организовать деятельность педагогов по овладению научными знаниями.

• Ознакомиться с методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера.

Использование проведения виртуальных экскурсий педагоги начинали с изучения литературы. Затем составили перспективный план проведения экскурсий. Экскурсии проводили в течение года 1 раз в месяц. Вся познавательная деятельность длится 15-20 минут. Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Поэтому педагоги как экскурсоводы, в процессе подбора материала заранее изучали место экскурсии, продумывали путь следования, содержательную сторону экскурсии. Главной задачей было показать детям, что родное село славится своей историей, своими традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. Воспитывая у детей любовь к своему селу, педагоги стремились подвести их к пониманию того, что наше село- частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Проведенные педагогами экскурсии можно классифицировать на группы и виды при выделении их основных черт, определяющих характер подготовки к ним, проведения, тематики, так и проведенные различные виды виртуальных экскурсий можно разделить по следующим критериям:

Каждый раз при разработке новой экскурсии, педагоги старались четко определить ее цели. При выборе объектов для демонстрации важно помнить о том, что показ этих объектов является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество представляемого материала. При определении маршрута экскурсии педагоги старались выбирать такие места села, следуя по которым дети узнавали бы их. Ведь очень важно, чтобы познание нового проходило постепенно: от известного — близкого к далекому — неизведанному. Как правило, экскурсию педагоги начинали со вступительной беседы, во время проведения которой обозначаю ее цели и задачи. При этом можно использовать различные варианты беседы — художественное слово, загадки, поговорки и пословицы. Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии.

Хочется обратить внимание на то, что в основу подготовки любой экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой педагоги вместе с детьми обобщают, систематизируют увиденное и услышанное, выявляют впечатления. Таким образом, использование информационно-компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс воспитания и обучения более интересным, качественным, результативным. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания детей. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. Поэтому подготовка к проведению экскурсий начиналась с выбора объекта экскурсии. С учетом программных требований и доступности расположения посещаемых мест, еще до начала учебного года педагоги наметили объекты для проведения экскурсий. При этом стремились к тому, чтобы каждый ребенок заинтересовался проводимыми экскурсиями. Для этого уже в начале учебного года в октябре педагоги провели первую экскурсию с использованием мультимедийной презентации на тему «Моя родная улица, мой дом», «Улицы нашего района», «Достопримечательности Челно-Вершинского района» и привлекли к этой работе родителей детей. Эта экскурсия вызвала большой интерес, как самих родителей, так детей. Им хотелось всем провести свою экскурсию. И уже в дальнейшем виртуальные экскурсии были восприняты детьми, как результат какой-то общей работы, т. к. он опирался на полученные ранее знания, уже имеющийся у детей опыт. Следующая экскурсия была построена с использованием приема «Домашнее задание»: семье необходимо было посетить какой-то объект, сфотографировать его, собрать сведения о предлагаемом объекте посещения. Во время проведения этой виртуальной экскурсии дети сами были экскурсоводами и рассказывали о посещенных объектах, опираясь на знания, полученные ими дома из книг, из интернета, от родителей. По окончании экскурсии, дети делились полученными впечатлениями, знаниями об увиденных объектах села, вспоминали названия улиц. Особенно порадовала, реакция ребят, на проведения виртуальной экскурсии «По достопримечательностям нашего села». Чтобы знакомить детей с историей своего села, можно воспользоваться уже готовыми видеороликами из интернета, которые выполнены с использованием текстового или музыкального сопровождения.

Ведущей деятельностью детей является игра, поэтому мы используем различные виды дидактических игр для ознакомления и закрепления полученных знаний с селом, в том числе и авторские дидактические игры: «Найди отличия», «Расскажи о памятнике», игру «Собери картинку» любят девочки, «Экскурсия по родному селу», «Кроссворд». Виртуальные экскурсии и мультимедийные презентации оказали неоценимую помощь в формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине, любви к родной земле, у которого очень богатое культурное и историческое наследие. В будущем педагоги хотят продолжить работу по этой теме.

Источник