Меню

Звонок как погребальный колокол что за средство

Урок литературы по теме «Образы детей в рассказе Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6

Изучению творчества Фазиля Искандера в школе отводится сравнительно скромное место.

Передо мной стал вопрос: как провести урок, в котором через художественно – выразительные средства, раскрыть образы главных героев, потом и название рассказа, которое требует особого внимания.

Урок по изучению творчества писателя спланирован так, чтобы вызвать интерес к его произведениям, сделан упор на то, что проблемы, поднимаемые писателем, очень актуальны и для нашего времени.

Это второй урок в 6 классе по творчеству Фазиля Искандера из раздела «Писатели улыбаются». Он посвящён углубленному анализу текста.

На первом уроке ребята познакомились с биографией писателя, с его творчеством и прочитали рассказ.

Урок литературы в 6-м классе

Тема: «Образы детей в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг геракла».

Тип урока: урок-исследование.

Вид урока: традиционный.

Методы ведения урока: частично-поисковый, словесный, проблемный, путь анализа литературного произведения исследовательский, кейс – метод.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальный, индивидуальный, в парах.

  • раскрыть характеры детей;
  • природу смешного в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», показать особенности стиля писателя;
  • совершенствовать навыки анализа художественного текста, активизация мыслительной деятельности учащихся;
  • продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;

    воспитывать интерес к изучаемому предмету, продолжить формирование нравственных качеств, таких как честность, трудолюбие, совесть, чувство юмора.

Юмор (англ. Humour “нрав”, “настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.

1. Вступительное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада
Войти в ваш светлый класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

– Добрый день, ребята!

2. Эмоциональный настрой

Для начала послушаем музыку. (Звучит музыка из «Ералаша»)

– Я смотрю, вы заулыбались? Что вызвало вашу улыбку? (Это музыка из тележурнала «Ералаш» и, наверное, вы вспомнили смешные забавные истории.)

– Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни – будь то забавный случай, чей – то рассказ или литературное произведение.

Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими.

Обратимся в словарь литературоведческих терминов на стр. 254.

Найдём определение слова «юмор». Прочитайте его.

– С каким юмористическим произведением вы уже встречались в этом году?

Литературные традиции продолжает в своём творчестве Фазиль Искандер.

Тема нашего урока «Детские образы в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», и вы увидите, что основное средство их создания – юмор.

2. Психологическая подготовка:

– Сегодня мы продолжаем работать с этим рассказом и главным будет вопрос о том, какие нравственные уроки получили ученики. Вы видите, что на доске нет эпиграфа. Его я предложу вам сформулировать в конце урока. Эпиграф должен будет стать наиболее ёмким ответом на основной вопрос урока.

3. Анализ художественного текста.

– Перед нами рассказ Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

1. Беседа с учащимися:

  • Где происходят события рассказа? (Школа для мальчиков.)
  • Когда происходят действия рассказа? (Во время Великой Отечественной войны».)
  • По каким деталям это определили? (Имя мальчика Адольф, называет себя Аликом, болезни – тиф, малярия…)
  • Что вы можете сказать о героях произведения? (Они учащиеся 5 б класса.)
  • Автор рассказывает о нескольких одноклассниках главного героя. Назовите их. (Это отличник Сахаров, Шурик Авдеенко и Алик Комаров).

Задание 1. Работа по рядам.

Первый ряд составит цитатный план и сделает вывод по образу Шурика Авдеенко.

Второй ряд проделает такую же работу по образу Сахарова.

Третий ряд по образу Адольфа Комарова.

Шурик Авдеенко Отличник Сахаров Адольф Комаров
Загорелое угрюмое лицо;

Показывая мощные усилия ума и воли;

Стоял у доски с яростным и угрюмым лицом;

Длинный, нескладный самый мрачный человек в классе.

Чёрный лебедь (сравнение)

Умное добросовестное лицо;

Во время смеха не перестал быть отличником; (ирония)

– Опрятный, худой и тихий;

Привычка держать руки на промокашке;

Считался способным троечником;

Его редко ругали, но ещё реже хвалили.

Адольф стал Аликом.

Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

Чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приёмы, которые называются художественными средствами:

Одним из таких средств в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» является «ирония».

Сведения о значении этого слова мы найдём …. «В словаре литературоведческих терминов» с.254.

Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём и посмеёмся вместе.

Ведь смех – это лучшее лекарство.

1. Хотелось скинуть с директора шляпу, она всем порядочно надоела. Он всегда и зимой и летом ходил в одной шляпе, вечнозелёной, как магнолия.

2. Принц Уэльский – опоздавший ученик. Принц никак не мог появиться в нашем классе. Ему здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой на оленей. И если уж ему надоест охотиться за своими оленями и он захочет посетить какую-нибудь школу, то его обязательно поведут в первую школу, что возле Электростанции. Потому что она образцовая.

Вы узнали эти строчки?

Возвращаемся к нашему тексту.

Ребята, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица)

Повествование от 1 лица создаёт правдоподобие , поскольку о себе человек рассказывает сам.

1. Почему попал в смешную ситуацию герой рассказа? (Не выполнил домашнее задание)

– К каким ухищрениям пришлось прибегнуть герою, чтобы не быть осмеянным? (Оттягивает время, доктор с медсестрой)

– Смог избежать герой наказания? (Нет.)

Попробуем убедиться в этом, обратившись к тексту:

1. Прочитаем по ролям эпизод на стр. 189.
2. Класс ждёт расплаты, давайте проследим состояние героя:

Состояние главного героя Реакция класса
  1. В воздухе запахло какой-то опасностью.
  2. Захлопнулся маленький капканчик.
  3. Сердце моё с размаху влепилось в спину.
  4. Голос мой подымается прямо из живота.
  5. Казнь
  6. От ужаса и отвращения.

Звонок – погребальный колокол.

Какой троп помогает ярче описать состояние героя?

Троп этот – метафора.

Снова мы обращаемся к нашему помощнику словарю.

  1. Смотрел на меня и ждал
  2. Ждал, что я буду проваливаться
  3. Хотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее
  4. Сдерживал хихиканья
  5. Смеялся
  6. Хохотал

Обратите внимание на подчёркнутые слова.

Что вы заметили. С каждым разом смех становится сильнее.

Автор использует градацию.

Вывод: Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть.

– Какой урок извлёк герой?

На этот вопрос вы ответите после прослушивания записи.

(Я подумал, что, если бы мы на днях не содрали с наших дверей табличку с обозначением класса, может быть, докторша не зашла бы и ничего бы не случилось. Я смутно начинал догадываться о связи, которая существует между вещами и событиями.

Звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса.

С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам. Каждому своё. Я получил по заслугам.)

(Герой перестал обманывать, выполняет домашнюю работу.)

– Важную роль в нравственном становлении детей сыграл учитель математики Харлампий Диогенович.

Давайте охарактеризуем образ учителя в нескольких словах.

Запишите ассоциативный ряд. (математик, палач, мудрый, грек, Пифагор)

– Обратите внимание на имя учителя.

– Почему герой с благодарностью говорит об учителе? (Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критически, с иронией и юмором).

– Какой смысл вкладывает автор в название своего рассказа?

Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого не было. Название говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом назвать нельзя. (Найдите цитаты из текста)

В начале урока было дано задание сформулировать эпиграф.

Какие слова или цитаты вы можете предложить? (Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора.)

– Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашего диалога? (Относиться к жизни с юмором. Ведь юмор позволяет на многие сложные вещи смотреть проще. Юмор несёт радость и отвлекает нас от проблем)

– Чтобы больше узнать о творчестве Ф. Искандера, прочитайте рассказ «Дедушка». В нём тоже затронуты проблемы нравственного становления подростка.

– Урок окончен. Благодарю за сотрудничество.

Источник

Проверочная работа по рассказу Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Проверочная работа по рассказу Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Часть 1 выберите только один вариант ответа.

Какое определение соответствует понятию «юмор»?

а) выражение насмешки, б) изображение героев в смешном виде,

в) краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

В каком жанре литературы написано произведение Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) роман, б) повесть, в) очерк, г) рассказ

Кто не является героем рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) Сахаров, б) Алик Комаров, в) Авдеенко, г) Василий Князев

Какой предмет преподавал Харлампий Диогенович?

а) химию, б) математику, в) литературу, г) иностранный язык

Кто из героев рассказа был комендантом стадиона, постоянно, особенно во время больших соревнований, мешавшим педагогическому процессу?

а) Адольф Комаров, б) Шурик Авдеенко, в) Харлампий Диогенович, г) дядя Вася

С какой целью Харлампий Диогенович, давая характеристику Шурику Авдеенко, использует следующие выражения: «Может сломать шею», «думает, что он лебедь», «чёрный лебедь»?

а) высмеивает поступок героя, б) подчёркивает сложность характера героя,

в) характеризует психологическое состояние героя,

г) выявляет отсутствие в герое серьёзного отношения к учёбе.

К кому за час до урока рассказчик произведения «Тринадцатый подвиг Геракла» обратился с нерешённой задачей?

а) к отличнику Сахарову, б) к футболистам, в) к учителю, г) к своим родителям.

С какой целью один из учащихся, о котором упоминается в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», стащил кинжал абхазского феодала?

а) чтобы сыграть в спектакле, б) чтобы продать его, в) чтобы подарить его другу,

г) чтобы сбежать с ним на фронт.

Кто, по мнению рассказчика, боится показаться смешным?

а) бабушки и дедушки, б) молодые люди, в) женщины и поэты, г) мужчины и актёры.

В произведении Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение:

Бывало, во время контрольной работы оторвётся от своих чёток или книги и говорит:

— Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

Что означает слово «чётки»?

а) дорогое ожерелье, б) рябиновые бусы, в) золотая цепочка с кулоном, г) шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).

Часть 2. Сформулируйте и запишите краткий ответ.

Что делал Харлампий Диогенович, когда узнавал списанную работу какого-нибудь ученика?

Как называется изобразительно-выразительное средство языка, подчёркнутое в предложении: «Он, Харлампий Диогенович, спокойно читал себе что-нибудь или перебирал чётки с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза »?

Часть 3. Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ (3-5предложений) на вопрос.

Чем мне интересен образ учителя Харлампия Диогеновича?

Проверочная работа по рассказу Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Где прошло детство Фазиля Абдуловича Искандера?

а) в Абхазии, б) на Украине, в) в Германии, г) в Грузии

Когда происходит действие произведения Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) до Великой Отечественной войны, б) в наши дни,

в) во время Великой Отечественной войны, г) в послевоенное время.

Имя какого великого человека упоминается в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) Архимед, б) Ньютон, в) Пифагор, г) Фалес

Кем был по происхождению Харлампий Диогенович?

а) греком, б) египтянином, в) русским, г) итальянцем

Какого цвета была шляпа директора школы?

а) белая, б) чёрная, в) вечнозелёная, г) ярко-красная

В чём заключался «метод Харлампия Диогеновича»?

а) разрешал опаздывать на свои уроки,

б) требовал от учеников беспрекословного подчинения,

в) приучал учеников относиться к себе с чувством юмора

г) воспитывал на собственном примере.

Кто из героев рассказа считался тихим и скромным учеником и способным троечником?

а) Адольф Комаров, б) Шурик Авдеенко, в) Харлампий Диогенивич, г) Сахаров

Кто из героев рассказа считался самым мрачным человеком класса?

а) Адольф Комаров, б) Шурик Авдеенко, в) Харлампий Диогенивич, г) Сахаров

Как называется подчеркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении: «Звонок, как погребальный колокол , продрался сквозь хохот класса»?

а) сравнение, б) гипербола, в) метафора, г) эпитет

В произведении Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение: «Я надеялся, что он, Харлампий Диогенович, расскажет по этому поводу какую-нибудь притчу из школьной жизни, или басню Эзопа, или что-нибудь из греческой мифологии». Что означает слово «притча»?

а) краткий иносказательный рассказ поучительного характера,

б) небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение, в) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека, г) произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле.

Часть 2. Сформулируйте и запишите краткий ответ.

Какой термин соответствует определению: «Изображение героев в смешном виде»?

Как назвал рассказчика Харлампий Диогенович, когда вызвал к доске решать задачу?

Часть 3. Сформулируйте и запишите развёрнутый ответ (3-5предложений) на вопрос.

Какие эпизоды рассказа Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» ты считаешь юмористическими и почему?

Источник

Проверочный тест по литературе Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла» (6 класс)

Тест Ф Искандер «13 подвиг Геракла»

1. Действие рассказа происходит:

а) в Древней Греции;

б) во время Великой Отечественной войны;

в) после Великой Отечественной войны;

6. Учитель математики обвинил обманувшего его ученика:

2. По происхождению Харлампий Диогенович:

7. Во фразе «звонок, как погребальный колокол» – используется:

3. Смех не нарушал дисциплины в классе, потому что:

а) он быстро затихал;

б) был организован самим же учителем;

в) смеялся обычно только один ученик;

г) смеялся обычно только учитель.

8. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» относится к произведениям:

4. За час до урока рассказчик с нерешённой задачей обратился:

а) к отличнику Сахарову;

б) к Алику Комарову;

в) к футболистам;

9. Метод Харлампия Диогеновича заключался в том, что он:

а) разрешал опаздывать на свои уроки;

б) требовал от учеников беспрекословного подчинения;

в) приучал учеников относиться к себе с чувством юмора;

г) воспитывал детей на собственном примере.

5. Какое мероприятие сорвало урок математики:

а) поход в краеведческий музей;

б) ложная воздушная тревога;

в) профилактические прививки;

г) уколы против тифа.

10. Кто по происхождению автор рассказа?

Номер материала: ДБ-1340186

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



Проверочный тест по рассказу Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» 6 класс
тест по литературе (6 класс)

Проверочный тест по рассказу Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» 6 класс

Скачать:

Вложение Размер
test_po_literature_f.iskander.trinadtsatyy_podvig_gerakla.docx 21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по литературе

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

Учитель: Кадышман М.Л.

Часть А. Обведи букву, под которой дан верный ответ

1. Какое определение соответствует понятию «юмор»?
А) выражение насмешки ;

Б) изображение героев в смешном виде ;

В) краткий устный рассказ с остроумной концовкой;

Г) драматическое произведение, в основе которого лежит смешное .

2. Где прошло детство Фазиля Абдуловича Искандера?

а) в Абхазии; б) на Украине; в) в Германии ; _ г) в Грузии.

3. В каком жанре литературы написано произведение Ф.А . Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) в жанре романа; б) в жанре повести; в) в жанре очерка ; г) в жанре рассказа.

4. Когда происходит действие произведения Ф.А. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) до Великой Отечественной войны; б) в наши дни;

в) во время Великой Отечественной войны; г) в послевоенное время.

5. Кто не является героем рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) Сахаров ; б) Алик Комаров ; в) Авдеенко ; г) Василий Князев.

6. Имя какого великого человека упоминается в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла»?

а) Архимед ; б) Ньютон; в) Пифа г ор ; г) — Фалес.

7. Какой предмет преподавал Харлампий Диогенович, один из главных героев произведения?

а) химию ; б) матема т ику ; в) литературу; г ) иностранный язык .

8. Кем был по происхождению Харлампий Диогенович? •

а) греком; б) египтянином ; в) ‘ русским; • Г) итальянцем.

9. Кто из героев рассказа был комендантом стадиона, постоянно, особенно во время больших сос т язаний , мешавшим педагогическому процессу?

а) Адольф Комаров; б) Шурик Авдеенко ; в) Харлампий Диогенович ; г) дядя Вася .

10. Како г о цвета была шляпа директора школы?

а) белая; б) чёрная; в) вечнозелёная ; г) ярко-красная.

11. С какой целью Харлампий Диогенович, давая характеристику Шурику Авдеенко, использует следующие выражения : « Может сломать шею », « думает , что он лебедь» , « чёрны й лебедь » ?

а) высмеивает поступок героя ;

б) подчёркивает сложность характера героя;

в) характеризует психоло г ическое состояние героя;

г) выявляет отсутствие в герое серьёзного отношения к учёбе.

12. В чём заключался «метод Харлампия Диогеновича»?
а) разрешал опаздывать на свои уроки ;

б) требовал от учеников беспрекословного подчинения ;

в) приучал учеников относиться к себе с чувством юмора;
г) воспитывал на собственном примере.

13. К кому за час до урока рассказчик произведения «Тринадцатый подвиг Геракла» обратился с нерешённой задачей?

а) к отличнику Сахарову ; б) к футболистам ; в) к учителю; г) к своим родителям.

14. Кто из героев рассказа считался тихим и скромным учеником и способным троечником?

а) Адольф Комаров; б) Шурик Авдеенко; в) Харлампий Диогенович; г) Сахаров.

15. С какой целью один из учащихся, о котором упоминается в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла», стащил кинжал абхазского феодала?

а) чтобы сыграть в спектакле; б) чтобы продать его;

в) чтобы подарить его другу; г) чтобы сбежать с ним на фронт.

16. Кто из героев рассказа считался самым мрачным человеком класса?

а) Адольф Комаров ; б) Шурик Авдеенко; в) Харлампий Диогенович; г) Сахаров.

17. Кто, по мнению рассказчика, боится показаться смешным?

а) бабушки и дедушки; б) молодые люди; в) женщины и поэты; г) мужчины и актёры .

18. Как называется подчёркнутое изобразительно-выразительное средство языка, использованное в предложении: «Звонок, как погребальный колокол , продрался сквозь хохот класса » ?

а) сравнение; б) гипербола; в) метафора; г) эпитет.

19. В произведении Ф.А . Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение :

«Бывало , во время контрольной работы оторвётся от своих чёток или книги и говорит:
— Сахаров, пересядьте, пожалуйста, к Авдеенко.

Что означает слово «чётки»?

а) дорогое ожерелье; б) рябиновые бусы; в) золотая цепочка с кулоном ;

г) шнурок с бусинами или узелками (в церковном обиходе для отсчитывания поклонов во время молитвы и самих прочитанных молитв).

20. В роизведении Ф.А . Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение : « Я надеялся, что он [Харлампий Диогенович] расскажет по этому поводу ка ку ю — нибудь
притчу из школьной жизни, или басню Эзопа, или что-нибудь из греческой мифологии» . Что означает слово «притча»?

а) краткий иносказательный рассказ поучительного характера;

б) небольшой рассказ , в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение;
в) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни

г) произведение устного народного творчества , повествование, основанное на вымысле .

Часть В. Сформулируй и запиши краткий ответ на каждый вопрос.

В1. Какой термин соответствует следующему определению: «Изображение героев в смешном виде»? _______________________________________________________

В2. Что делал Харлампий Диогенович, когда узнавал списанную работу какого-нибудь ученика? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В3. Как назвал рассказчика Харлампий Диогенович , когда вызвал его к доске решать задачу? ________________________________________________________________

В4. Как называется изобразительно-выразительное средство языка, подчёркнутое в предложении:
«Он [Харламп и й Диогенович] спокойно читал себе что-нибудь или перебирал четки с бусами, жёлтыми. как кошачьи глаза » ?

В5. В произведении Ф.А . Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» есть предложение: «Мне кажется, что Древни й Рим погиб оттого, что его императоры в своей бронзовой спеси перестали замечать, что они смешны». Что означает слово «спесь»?

Источник

Здоровый образ жизни © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!